Арефьев Павел Вячеславович
Концепция Реальности

Небольшой опус о мироздании

Коллекция лекций ученых с навигаторами
на главную

Сознание

Реальность, действительность

Наблюдатель

Интерпретации
ЛЕКЦИИ

  Последние добавления

Все тексты
(последние 10 )


2021-02-11
А. Ю. Бычков Геотермальные поля как колыбель жизни
Подробнее

2021-02-11
В.М. Назарова Проблемы выхода на сушу
Подробнее

2021-02-11
Марков А. Происхождение жизни на Земле
Подробнее

2021-02-11
Никитин М.И. Зарождение жизни на Земле и других планетах
Подробнее

2021-02-11
Никитин М. И. Происхождение жизни и жизнь во Вселенной
Подробнее

2021-02-11
В. А. Дубынин Мозг, боль, анальгетики
Подробнее

2021-02-11
В.Е. Дьяконова. Прогнозирующий мозг и биологическая эволюция
Подробнее

2021-02-11
А.Ю. Панчин Игра в бога
Подробнее

2021-02-11
С. В. Дробышевский. Пан или морлок: биологическое будущее человека
Подробнее

2021-02-11
В. А. Дубынин. Мозг и движения
Подробнее

Коллекция лекций ученых с навигаторами и новостей исследований:

 

 

 

текст в разделах: • Физиология человека

Дата создания: 2021-02-11 (№ 29)
В. А. Дубынин. Мозг и движения

Вячеслав Альбертович Дубынин. Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ
Для чего человеку нужен коленный рефлекс? Как мы ходим, бегаем и зачем мы при этом машем руками? Где находится и как организована «моторная кора»? По каким принципам работает наш мозжечок? Почему у некоторых людей развивается паркинсонизм? Чем отличается двигательное обучение от других типов формирования памяти? Об этом и многом рассказывает в своей лекции Вячеслав Дубынин.

2:08 – у слона порядка 400-т мышц в хоботе (слон учится управлять этими мышцами лет 5, а то и все 7). Однако!
3:08 – про мозжечок (в нём примерно 50% нейронов – эдакий «Бангладеш» нашего мозга). Именно мозжечок (вместе с базальными ганглиями) отвечает за двигательную память.
4:12 – про нейроны (в среднем один нейрон имеет около 5000 контактов с другими нейронами (в мозжечке один нейрон может иметь до 50 000 контактов)).
6:07 – про четыре главных типа движения (рефлексивные, локомоторные, произвольные, автоматизированные).



6:50 – если многократно повторять первые три типа движений, то их запоминают (какие мышцы, в каком порядке, с какой силой и скоростью) мозжечок и базальные ядра (то есть, эти движения автоматизируются).
7:30 – про рефлексы подробнее (что характерно, описывает и подразумевает только врождённые рефлексы).
10:00 – упоминание о генетических механизмах формирования нервных клеток в цепочки (по сути, эти механизмы определяют только сам процесс формирования нервных структур (нервных цепочек и ансамблей), а не сами рефлексы).
16:00 – упоминание, что нет специального механизма, который бы убирал ненужное (типа, поэтому и остаются рудименты, в том числе – и рефлексы, смысл которых давно потерян).
16:24 – про ориентировочный рефлекс – исследовательский рефлекс, рефлекс новизны (по сути, это любопытство на самом древнем уровне).
18:25 – про весьма сложные врождённые рефлексы (реакция на силуэт «гусь/ястреб» в зависимости от направления движения для птенцов, основная мимика человеческого лица для младенцев).
20:05 – про врождённые программы со-переживания, со-радости, со-страдания.
21:16 – про локомоцию подробнее.
21:47 – более подробно про локомоцию ходьбы человека (в 22:10 – система зацикливается, в 22:22 – при шаге возбуждение по центрам в спинном мозге идёт по «восьмёрке» последовательно).
22:33 – упоминание, что локомоция – это не рефлекс. У рефлекса есть начало и конец, а при локомоции работает циклически замкнутая структура, по которой могут двигаться нервные импульсы/сигналы хоть несколько часов подряд.
23:34 – при переключении с шага (ходьба) на бег (рысь) возникает другая схема возбуждения нервных центров в спинном мозге. Потом рассказывает про галоп (там опять изменяется схема возбуждения нервных центров).
26:07 – дельфины тоже плавают «галопом».
26:48 – «бег в мешках» – это, по сути, тоже «галоп».
32:43 – упоминание про дыхание. Дыхание настолько важно для организма, что имеются независимые нейроны в продолговатом мозге, генерирующие ритм (водители ритма, пейсмекеры).
33:57 – про произвольные движения (новые движения в новых условиях). В коре головного мозга происходит сначала выбор программы движения, потом «разбиение» программы на наборы движений, затем «разбиение» движений на наборы мышечных сокращений.
43:00 – упоминается про недостаток сложного произвольного движения – оно охватывает/загружает практически весь мозг и становится сложно реагировать на внешние важные изменения во внешней среде.
44:03 – начинает рассказывать про автоматизацию движений, которая разгружает кору больших полушарий.
44:34 – при произвольном движении сначала программа движения превращается в набор движений, а затем каждое движение превращается в набор мышечных сокращений.

Параллельно мозжечок и базальные ганглии получают об этом информацию и запоминают, как данную программу превратить в данный набор движений, а данный набор движений превратить в данный набор мышечных сокращений.

По мере повторения таких произвольных движений, мозжечок и базальные ганглии начинаю «подсказывать» коре, что и как делать. Постепенно всё управление движением берут на себя мозжечок и базальные ганглии (типа, кора «скидывает/перекладывает» на них всю работу), картинка в 46:07.
48:10 – упоминание, что мозжечок запоминает навсегда. То есть, двигательная память гораздо прочнее (двигательные навыки запоминаются прочнее), мозжечок эволюционирует почти 800 000 000 лет (кора – максимум 150 000 000 лет).
48:50 – про мозжечок подробнее.
Новая часть мозжечка – автоматизация произвольных движений (запоминает тонкую моторику конечностей, речь, мимику) – то есть, занимается самыми эволюционно новыми движениями.

Древняя часть мозжечка – автоматизация рефлекторных движений, в том числе, поддержание равновесия, движения глаз.

Старая часть мозжечка – автоматизация локомоции (локомоторных движений).
50:10 – упоминание о настройке/корректировке врождённых рефлексов. Это косвенное подтверждение того, что врождённый рефлекс формируется, а не полностью зависит только от генов.

Важно – я считаю, что даже врождённый рефлекс формируется в процессе онтогенеза на очень ранних стадиях (буквально параллельно с формированием основных структур организма). Очень кратко об этом упоминал ещё 2017 году:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg205294.html#msg205294
51:51 – распределение функций по автоматизации движений между мозжечком и базальными ганглиями. Мозжечок запоминает конкретные параметры конкретных движений. Базальные ганглии запоминают какие движения внутри программы движения (то есть, они решают более сложные и эволюционно более новые задачи). Кроме того, базальные ганглии играют большую роль в запуске двигательных программ.
54:55 – про чёрную субстанцию (выделение дофамина и получения удовольствия от движения).
56:05 – упоминание про зеркальные нейроны. Бывает, чтобы получить удовольствие от движения (вследствие выделения дофамина) можно даже самому не двигаться – достаточно наблюдать, как двигаются другие. Люди вообще любят смотреть, как двигаются другие (цирк, балет, танцы, кинематограф, спортивные игры).

P.S. Автоматизмы, на базе которых формируются врождённые рефлексы, «вшиты» прямо в структуру нервной системы (в мозге). То есть, данные автоматизмы, я трактую так, как они описаны в работах Конрада Лоренца. Это существенное отличие от автоматизированного типа движений, про который рассказывает Дубынин. Одно другому не противоречит (только, вот одинаковое название, к сожалению, может путаницу внести).










Источник лекции: https://elementy.ru/video/529/Mozg_i_dvizheniya

Навигатор на paleoforum.ru: https://paleoforum.ru/index.php?topic=8271.570

 

 

   

 

Темы на paleoforum.ru

 

Психика и мозг:

Начало 31.03.2015

06.02.2021, прочитано 811873 раз

 


Социальная и
биологическая
организация систем
::

Начало 23.03.2016

29.01.2021, прочитано 480515 раз

 

 

Общие закономерности
в природе:

Начало 05.10.2015

08.01.2021, прочитано 392432 раз

 

 

 

(с) Павел Арефьев