Арефьев Павел Вячеславович
Концепция Реальности

Небольшой опус о мироздании

Коллекция лекций ученых с навигаторами
на главную

Сознание

Реальность, действительность

Наблюдатель

Интерпретации
ЛЕКЦИИ

  Последние добавления

Все тексты
(последние 10 )


2021-02-11
А. Ю. Бычков Геотермальные поля как колыбель жизни
Подробнее

2021-02-11
В.М. Назарова Проблемы выхода на сушу
Подробнее

2021-02-11
Марков А. Происхождение жизни на Земле
Подробнее

2021-02-11
Никитин М.И. Зарождение жизни на Земле и других планетах
Подробнее

2021-02-11
Никитин М. И. Происхождение жизни и жизнь во Вселенной
Подробнее

2021-02-11
В. А. Дубынин Мозг, боль, анальгетики
Подробнее

2021-02-11
В.Е. Дьяконова. Прогнозирующий мозг и биологическая эволюция
Подробнее

2021-02-11
А.Ю. Панчин Игра в бога
Подробнее

2021-02-11
С. В. Дробышевский. Пан или морлок: биологическое будущее человека
Подробнее

2021-02-11
В. А. Дубынин. Мозг и движения
Подробнее

Коллекция лекций ученых с навигаторами и новостей исследований:

 

 

 

текст в разделах: • Физиология человека

Дата создания: 2021-02-11 (№ 30)
В. А. Дубынин. Мозг: общие принципы

Вячеслав Альбертович Дубынин. Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ

1:32 – обозначает цель курса: формирование общей картины о принципах работы головного мозга и общего представления о физиологических основах психической деятельности.
4:10 – немного говорит о том, как обычно описывали работу мозга и сам мозг – путём сравнения с работой и устройством неких высших технических достижений, имеющихся в распоряжении человека на тот момент.
5:55 – уточняет, что, на самом деле, аналогия мозга с компьютером не корректна.
7:30 – мозг, это, прежде всего устройство, которое, как бы, отражает окружающий мир. В течение жизни в нашем мозге (на наших нейросетях) формируется некое информационное отражение внешнего мира (некий такой «слепок»).
8:00 – уточняет, что это отражение ещё называют информационной моделью внешнего мира. Далее поясняет, что позволяет делать эта модель – с помощью этой модели мы думаем, мечтаем, прогнозируем события (в том числе, прогнозируем успех).



8:24 – упоминание о «слепке мира», который у нас возник в коре больших полушарий.
9:49 – возникающий «шум» в голове, лежит отчасти в основе нашей личности, в основе разнообразия и непредсказуемости нашего поведения. Далее упоминает о том, что разнообразие относится и к эволюционному процессу.
11:37 – начинает рассказывать о нервной системе.
12:30 – около 95% нейронов находится в головном и спинном мозге (остальные нейроны находятся в ганглиях (их штук 200 – 12:43)).

Сразу прокомментирую и добавлю немного информации.
Насколько я помню – очень много нейронов рядом с внутренними органами.

Физиология энтеральной нервной системы.
https://meduniver.com/Medical/Physiology/enteralnaia_nervnaia_sistema.html

Второй мозг человека: нервная система кишечника.
https://vpalamarchuk.ru/function/vtoroj-mozg-cheloveka-nervnaya-sistema-kishechnika.html

14:40 – приводит немного забавный факт про червяка (у него всего 1000 клеток, из них 300 – нервные клетки). Типа, мозгов больше, чем у нас. Коннектом червяка, более-менее, изучен. Возможно, на очереди изучение коннектома дрозофилы (100 000 нейронов) и рыбки данио рерио (1 000 000 нейронов). Затем упоминает о непредсказуемости поведения червяка, даже при таком уровне изученности коннектома.

Далее опять продолжает рассказывать о нервной системе, о нейронах.

18:45 – приводит собственный простой рисунок нейрона. Дендриты (собирают информационные потоки) – их много и они имеют множество отростков, тело/сома (обрабатывает информацию), аксон (выдаёт результат обработки). Упоминает о важном моменте (19:30) – у аксона тоже могут быть отростки (коллатерали) и информация, передаваемая другим клеткам, может копироваться и передаваться по коллатералям сразу на несколько клеток. Напоминает, что нейрон – это устройство с односторонней проводимостью.
20:25 – упоминает о своей любимой нервной клетке – клетке Пуркинье. Такие нейроны есть в мозжечке, и именно на их огромном дендритном дереве хранится наша двигательная память, наши двигательные навыки.
20:49 – упоминает, что нейроны поодиночке не работают, они формируют нейросети.
21:00 – поясняет работу нейронов на простой схеме.
28:10 – начинает пояснения макроуровня организации нервной системы.
29:02 – картинка: деление тела на уровни/этажи (31 этаж) в соответствии с делением спинного мозга на уровни/сегменты (31 сегмент). Каждый сегмент управляет своим этажом тела.
30:07 – картинка: схематичное изображение управления этажа тела сегментом спинного мозга.

Далее рассказывает о важной роли спинного мозга в управлении организмом. Сигналы полиграфа говорят о вегетативных/рефлекторных реакциях, а сами сигналы уже интерпретируются в контексте опроса человека. В большей степени и управление, и вегетативные/рефлекторные реакции человеком сознательно не контролируется и даже не осознаётся.

40:16 – картинка: головной мозг (основные отделы и структуры). Вкратце рассказывает о них.
42:12 – про ствол мозга подробно. Ствол мозга в основном отвечает за врождённо-заданные функции, очень древние (базовые), витальные (без них не выжить).
42:40 – про продолговатый мозг и мост.
45:25 – про средний мозг (четверохолмие и ножки мозга).
49:40 – про промежуточный мозг (таламус и гипоталамус, гипофиз).
56:11 – про мозжечок (отвечает за двигательное обучение и двигательную память). В нём примерно 50% нейронов от общего количества нейронов в головном мозге (57:31).
59:13 – про кору больших полушарий подробно. Основные доли коры больших полушарий (затылочная, височная, теменная, лобная, лимбическая, островковая).
1:02:30 – классификация зон мозга (соответственно, и коры) по происхождению (по эволюционному возрасту возникновения) – выделяются: древняя кора (есть уже у рыб), старая кора (развитая – у рептилий), новая кора (у птиц и млекопитающих).
1:04:12 – древняя кора (около 2% коры), это обонятельные центры (исходно большие полушария у рыб возникают для того чтобы нюхать).
1:04:44 – старая кора (около 3%) возникает как центр кратковременной памяти. Главный центр этого – гиппокамп.
1:06:22 – новая кора (95% коры). Картинка (подробно о функциях новой коры). Далее подробно рассказывает о том, какая зона, чем занимается.
1:16:28 – следующая часть лекции (о более глубоком уровне – об уровне синапсов).
1:17:43 – именно синапсы являются элементарной структурно-функциональной единицей мозга.
1:18:07 – картинка с общей схемой расположения синапса.
1:19:05 – картинка с более детальной схемой синапса. Далее подробно рассказывает о работе синапса. Напоминает про электрический импульс – длительность (0,001 секунды), амплитуда (0,1 вольта).
1:22:28 – картинка (белки-рецепторы, присоединение медиатора).
1:24:00 – рассказывает, как работает нервная клетка (картинка в 1:24:00). Потенциал покоя в среднем равен минус 80 милливольт, потенциал действия в среднем равен плюс 30 милливольт (обычно возникает в результате суммирования сигнала от нескольких возбуждающих синапсов). Критический уровень равен минус 50 милливольт.
1:25:30 – в среднем на нейроне от 3000 до 5000 синапсов (и половина из них – возбуждающие, а другая половина – тормозные).
1:26:22 – суммирование сигналов в нейроне от разных синапсов, это уже не принцип двоичного кода (есть потенциал действия/нет потенциала действия), это принцип аналогового вычислительного кода. Нейросети используют в работе оба принципа: пока сигнал бежит по нейрону (дендриту, аксону) – это двоичный код, а между нейронами – это аналоговый код.
1:30:03 – упоминание о «генераторах случайных чисел» в наших нейросетях. Про конкретные структуры не говорит, возможно, это образное сравнение, основанное на схожести функции и/или результата.
1:30:13 – про основные нейромедиаторы.
1:31:11 – картинка (два главных медиатора: глутаминовая кислота (глутамат) – главный возбуждающий медиатор и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) – главный тормозной медиатор). Далее рассказывает о работе медиаторов и способах коррекции работы мозга лекарствами.
1:39:22 – про дофамин. Связан с любопытством (радостью новизны) и радостью движения (и вообще – с положительными эмоциями).
1:42:43 – картинка (влияние дофамина и лекарственных препаратов).
1:46:12 – про серотонин.
1:50:30 – про опиоидные пептиды (энкефалины, эндорфины, динорфины, эндоморфины).
1:53:02 – картинка (морфин и морфиноподобные препараты). Подробное пояснение опасности приёма морфина.
1:53:48 – про аденозин (картинка 1:53:55). Кофеин является антагонистом аденазина.
1:56:22 – про анандамид (картинка 1:58:16).
1:59:19 – про ацетилхолин (картинки 1:59:25, 2:00:21, 2:02:26). Никотин является агонистом ацетилхолина на синапсах в головном мозге (ацетилхолин работает и на нервно-мышечных синапсах).
2:04:02 – про норадреналин (картинка 2:05:24).










Навигатор на paleoforum.ru: https://paleoforum.ru/index.php?topic=8969.4545

 

 

   

 

Темы на paleoforum.ru

 

Психика и мозг:

Начало 31.03.2015

06.02.2021, прочитано 811873 раз

 


Социальная и
биологическая
организация систем
::

Начало 23.03.2016

29.01.2021, прочитано 480515 раз

 

 

Общие закономерности
в природе:

Начало 05.10.2015

08.01.2021, прочитано 392432 раз

 

 

 

(с) Павел Арефьев