|
Все тексты
(последние 10 )
|
текст в разделах: • Физиология человека
Дата создания: 2021-02-11 (№ 30) 8:24 – упоминание о «слепке мира», который у нас возник в коре больших полушарий. 9:49 – возникающий «шум» в голове, лежит отчасти в основе нашей личности, в основе разнообразия и непредсказуемости нашего поведения. Далее упоминает о том, что разнообразие относится и к эволюционному процессу. 11:37 – начинает рассказывать о нервной системе. 12:30 – около 95% нейронов находится в головном и спинном мозге (остальные нейроны находятся в ганглиях (их штук 200 – 12:43)). Сразу прокомментирую и добавлю немного информации. Насколько я помню – очень много нейронов рядом с внутренними органами. Физиология энтеральной нервной системы. https://meduniver.com/Medical/Physiology/enteralnaia_nervnaia_sistema.html Второй мозг человека: нервная система кишечника. https://vpalamarchuk.ru/function/vtoroj-mozg-cheloveka-nervnaya-sistema-kishechnika.html 14:40 – приводит немного забавный факт про червяка (у него всего 1000 клеток, из них 300 – нервные клетки). Типа, мозгов больше, чем у нас. Коннектом червяка, более-менее, изучен. Возможно, на очереди изучение коннектома дрозофилы (100 000 нейронов) и рыбки данио рерио (1 000 000 нейронов). Затем упоминает о непредсказуемости поведения червяка, даже при таком уровне изученности коннектома. Далее опять продолжает рассказывать о нервной системе, о нейронах. 18:45 – приводит собственный простой рисунок нейрона. Дендриты (собирают информационные потоки) – их много и они имеют множество отростков, тело/сома (обрабатывает информацию), аксон (выдаёт результат обработки). Упоминает о важном моменте (19:30) – у аксона тоже могут быть отростки (коллатерали) и информация, передаваемая другим клеткам, может копироваться и передаваться по коллатералям сразу на несколько клеток. Напоминает, что нейрон – это устройство с односторонней проводимостью. 20:25 – упоминает о своей любимой нервной клетке – клетке Пуркинье. Такие нейроны есть в мозжечке, и именно на их огромном дендритном дереве хранится наша двигательная память, наши двигательные навыки. 20:49 – упоминает, что нейроны поодиночке не работают, они формируют нейросети. 21:00 – поясняет работу нейронов на простой схеме. 28:10 – начинает пояснения макроуровня организации нервной системы. 29:02 – картинка: деление тела на уровни/этажи (31 этаж) в соответствии с делением спинного мозга на уровни/сегменты (31 сегмент). Каждый сегмент управляет своим этажом тела. 30:07 – картинка: схематичное изображение управления этажа тела сегментом спинного мозга. Далее рассказывает о важной роли спинного мозга в управлении организмом. Сигналы полиграфа говорят о вегетативных/рефлекторных реакциях, а сами сигналы уже интерпретируются в контексте опроса человека. В большей степени и управление, и вегетативные/рефлекторные реакции человеком сознательно не контролируется и даже не осознаётся. 40:16 – картинка: головной мозг (основные отделы и структуры). Вкратце рассказывает о них. 42:12 – про ствол мозга подробно. Ствол мозга в основном отвечает за врождённо-заданные функции, очень древние (базовые), витальные (без них не выжить). 42:40 – про продолговатый мозг и мост. 45:25 – про средний мозг (четверохолмие и ножки мозга). 49:40 – про промежуточный мозг (таламус и гипоталамус, гипофиз). 56:11 – про мозжечок (отвечает за двигательное обучение и двигательную память). В нём примерно 50% нейронов от общего количества нейронов в головном мозге (57:31). 59:13 – про кору больших полушарий подробно. Основные доли коры больших полушарий (затылочная, височная, теменная, лобная, лимбическая, островковая). 1:02:30 – классификация зон мозга (соответственно, и коры) по происхождению (по эволюционному возрасту возникновения) – выделяются: древняя кора (есть уже у рыб), старая кора (развитая – у рептилий), новая кора (у птиц и млекопитающих). 1:04:12 – древняя кора (около 2% коры), это обонятельные центры (исходно большие полушария у рыб возникают для того чтобы нюхать). 1:04:44 – старая кора (около 3%) возникает как центр кратковременной памяти. Главный центр этого – гиппокамп. 1:06:22 – новая кора (95% коры). Картинка (подробно о функциях новой коры). Далее подробно рассказывает о том, какая зона, чем занимается. 1:16:28 – следующая часть лекции (о более глубоком уровне – об уровне синапсов). 1:17:43 – именно синапсы являются элементарной структурно-функциональной единицей мозга. 1:18:07 – картинка с общей схемой расположения синапса. 1:19:05 – картинка с более детальной схемой синапса. Далее подробно рассказывает о работе синапса. Напоминает про электрический импульс – длительность (0,001 секунды), амплитуда (0,1 вольта). 1:22:28 – картинка (белки-рецепторы, присоединение медиатора). 1:24:00 – рассказывает, как работает нервная клетка (картинка в 1:24:00). Потенциал покоя в среднем равен минус 80 милливольт, потенциал действия в среднем равен плюс 30 милливольт (обычно возникает в результате суммирования сигнала от нескольких возбуждающих синапсов). Критический уровень равен минус 50 милливольт. 1:25:30 – в среднем на нейроне от 3000 до 5000 синапсов (и половина из них – возбуждающие, а другая половина – тормозные). 1:26:22 – суммирование сигналов в нейроне от разных синапсов, это уже не принцип двоичного кода (есть потенциал действия/нет потенциала действия), это принцип аналогового вычислительного кода. Нейросети используют в работе оба принципа: пока сигнал бежит по нейрону (дендриту, аксону) – это двоичный код, а между нейронами – это аналоговый код. 1:30:03 – упоминание о «генераторах случайных чисел» в наших нейросетях. Про конкретные структуры не говорит, возможно, это образное сравнение, основанное на схожести функции и/или результата. 1:30:13 – про основные нейромедиаторы. 1:31:11 – картинка (два главных медиатора: глутаминовая кислота (глутамат) – главный возбуждающий медиатор и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) – главный тормозной медиатор). Далее рассказывает о работе медиаторов и способах коррекции работы мозга лекарствами. 1:39:22 – про дофамин. Связан с любопытством (радостью новизны) и радостью движения (и вообще – с положительными эмоциями). 1:42:43 – картинка (влияние дофамина и лекарственных препаратов). 1:46:12 – про серотонин. 1:50:30 – про опиоидные пептиды (энкефалины, эндорфины, динорфины, эндоморфины). 1:53:02 – картинка (морфин и морфиноподобные препараты). Подробное пояснение опасности приёма морфина. 1:53:48 – про аденозин (картинка 1:53:55). Кофеин является антагонистом аденазина. 1:56:22 – про анандамид (картинка 1:58:16). 1:59:19 – про ацетилхолин (картинки 1:59:25, 2:00:21, 2:02:26). Никотин является агонистом ацетилхолина на синапсах в головном мозге (ацетилхолин работает и на нервно-мышечных синапсах). 2:04:02 – про норадреналин (картинка 2:05:24). |